Карта сайта

Департамент

Молод Инфо

Память Народа

Минобороны РФ

Кадровый центр

Инвентум

Крейсерно-парусная школа

МЦРЛ

История одного поиска

20.05.2016

История одного поиска

В Крымском районе поисковики "Кубанского плацдарма" извлекли обломки самолета

История этого поиска длилась долгих семь лет. Еще весной 2009 года, в ходе проверки информации, полученной от местных жителей, поисковиками Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кубанский Плацдарм» было обнаружено место падения советского самолета.

На берегу реки Адагум вблизи хутора Ольховский, было найдено скопление мелких фрагментов самолетного дюраля, но основные элементы конструкций находились в русле реки. При помощи щупа и глубинного поискового оборудования удалось локализовать крупное скопление металла на глубине около двух метров примерно в трех метрах от берега.

Реальный шанс провести экспедицию представился лишь в 2015 году. Лето выдалось настолько засушливым, что уровень воды в реке сильно упал, превратив ее в узкий ручей. Первая попытка извлечь самолет из русла реки была предпринята в ноябре. Однако, интенсивное поступление грунтовых вод в раскоп свело на нет все усилия. Воронка наполнялась водой быстрее, чем  успевали ее вычерпывать ведрами. И тем не менее, в результате проведенных работ ККОПО «Кубанский Плацдарм» был установлен тип самолета Як-1б и извлечены из раскопа несколько конструкций самолета, в частности обшивка крыла и одна из лопастей винта.
Наличие автоматической помпы и помощь спасателей (государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-СПАС») сыграли решающую роль в успехе повторной экспедиции. 24 апреля 2016 года из земли с глубины двух метров были извлечены обломки самолета, установлен номер мотора, имя пилота и обстоятельства его гибели.

Расположение обломков самолета в земле и их состояние указывали на то, что падал Як под острым углом с северо-запада и при этом сильно горел. На протяжении 70 лет кабина самолета, скрытая тощей воды и земли, сохранилась в нетронутом состоянии и после ее обследования был сделан однозначный вывод, что в момент удара о поверхность реки, пилота в самолете не было.

Оставалось надеяться, что он сумел спастись и вернулся в часть. По номеру мотора М-105ПФ № 315-685, найденному на месте падения и типу самолета, был сделан вывод, что это машина из состава 3 истребительного Корпуса, воевавшего в этих местах на истребителях Як-1б.
Вскоре сделанные предположения подтвердились. Данный мотор был установлен на самолете Як-1б № 39129, прибывшем 9 мая 1943 года с завода   № 292 в Саратове и зачисленным в тот же день в боевой состав 274 ИАП.
Однако, уже 12 мая 1943 года, приказом по 274 ИАП самолет Як-1б        № 39129 с мотором М-105ПФ № 315-685 был списан, как потерянный при боевой работе в результате воздушного боя с самолетами противника.
В книге «Крещение огнем» Е.А. Порфирьева, вышедшей в свет в 2013 году, на основании архивных документов, самым подробным образом был описан каждый воздушный бой пилотов 3-го ИАК в небе Кубани. Теперь, на основании этой информации было установлено имя пилота и его судьба.

С учетом того, что 10 и 12 мая 1943 года 274 ИАП не вел боевой работы, а 9 мая все вылетевшие на задание самолеты полка благополучно вернулись на аэродром базирования, оставалось более детально проработать оперативную сводку за 11 мая, когда 274 ИАП не досчитался двух Яков.

Оперативная сводка № 24 Штаба 278 истребительной авиационной дивизии, ст. Славянская, к 22:00 11.05.1943 г., карта 500 000 — 41 г.:

«...17.50 – 19.18 9 Як-7б и Як-1б 274 ИАП ведущий л-т Маркин вылетели на патрулирование в р-не аэродрома. На Н=3500-4000 м 8-10 км ю-з аэродрома Славянская л-т Маркин и с-т Шуйнов были атакованы внезапно 2 Фв-190. В результате атаки самолет Маркина подбит, произвел вынужденную посадку 6 км с-в Анастасиевская. Уже на земле самолет л-та Маркина был подожжен самолетом противника Фв-190. Маркин прибыл в часть. Сержант Шуйнов будучи подбит в воздушном бою по докладам экипажей выбросился на парашюте, парашют не раскрылся. Остальные экипажи произвели посадку на свой аэродром благополучно».
Становилось совершенно очевидно, что пилотом найденного нами самолета был сержант Шуйнов. Впервые он упоминается в Оперативных сводках дивизии 28.04.1943 г. В этот день сержант Шуйнов вместе с другим пилотом Бониным перегнали в расположение дивизии два новеньких самолета Як-7б с аэродрома Миллерово. Второй и последний раз Шуйнов упоминается в сводке за 11.05.1943 года.
Чуть позже, в документах 274 ИАП появляется пометка, что 12.05.1943 года тело сержанта Шуйнова было найдено в плавнях пехотинцами, вывезено в тыл и захоронены на хуторе Ханьков.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиационного корпуса за период с 10 по 20 мая 1943 года:
«...274 истребительный авиаполк
18. Шуйнов Александр Георгиевич, сержант, пилот, 1922 г.р., уроженец д. Порхино Калининского района Калининской области, 11.05.1943 г. сбит в воздушном бою — погиб, захоронен 12.05.1943 г. на хут. Ханьков Краснодарского края.
Мать — Шуйнова Евдокия Федоровна, проживала по адресу: г. Москва-93, ул. Лосиновская, д. 30, кв. 1».

Яндекс.Метрика